А
К
З
У
Р
Г
А
З
Для корректного отображения страницы должны быть включены скрипты
Диалог психология

КОРПОРАТИВНЫМ КЛИЕНТАМ

оказывает корпоративным клиентам услуги по организации психологической поддержки сотрудников с использованием методик, указанных на главной странице, включая диагностику коллектива. Подробнее по телефону +7 928 226 97 10.

Каждый человек в той или иной степени умеет управлять своим психическим состоянием. Тем не менее каждый год компании теряют время, деньги и талантливых людей, поскольку они уходят с работы из-за таких, казалось бы, обыденных проблем, как тревожность, депрессия и стресс. В нашем обществе решению психологических задач уделяется традиционно мало внимания как в медицине, так и в корпоративном сегменте. А опросы иностранных компаний показывают, что работодатели серьезно недооценивают степень стресса, тревожности, депрессии и других форм психических расстройств, которые испытывают их сотрудники. Это становится проблемой как для самого сотрудника, пытающегося справиться со своим психическим состоянием молча, иногда теряя здоровье. Так и для руководителя, который подозревает, что с сотрудником что-то не так, но не знает как помочь и не усугубить ситуацию. При этом одновременно может падать производительность, эффективность труда и ухудшаться морально-психологический климат в трудовом коллективе.
     Вместе с тем охрана психического здоровья сотрудников не является непосильной задачей. Начать можно с информирования сотрудников о возможности эффективного решения той или иной возникшей психологической проблемы с помощью специалистов соответствующего профиля. Такие специалисты-психологи могут быть в штате предприятия или привлекаться по договорам с психологическими фирмами, предоставляющими такие услуги. В обоих случаях имеются свои особенности. Например, штатный психолог, являясь сотрудником организации, имея сложившиеся личные отношения с другими сотрудниками и начальством, не всегда имеет возможность объективно подойти к решению той или иной психологической задачи. Зато им легче управлять в рамках трудовых отношений. Другими словами он более удобен начальству в ущерб объективности. При этом приходится производить оплату труда такого сотрудника, даже когда он загружен не полностью или вовсе не загружен. При сотрудничестве с психологической фирмой можно получить более объективные данные о психологическом состоянии сотрудников и коллектива в целом. Прибегать к таким услугам можно по мере необходимости. Инструментарий специализированной психологической организации и опыт всегда шире, чем у штатной психологической службы. Однако и рассчитывать на то, что услуг будет оказано больше, чем согласовано и оплачено, естественно, не приходится. Исходя из этого руководителю придётся самому решить каким образом на его предприятии будет реализован этот вид социальной защищённости сотрудников. В настоящее время не только руководители, но и высококвалифицированные сотрудники внимательно относятся к составу гарантированного предприятием социального пакета.

Этапы профилактики.

    Кроме информирования можно выделить и другие мероприятия по сохранению психического здоровья сотрудников:
  • Распознавание первых признаков психологической проблемы.
         Такими признаками может быть изменение настроения и поведения человека. Наиболее эффективны меры психологической профилактики именно на ранних стадиях. Если дело доходит до таблеток, значит момент профилактики уже упущен, и речь уже идёт о лечении со всеми вытекающими последствиями в виде снижения производительности труда и больничных.
  • Профилактическая беседа.
         Когда обнаружены первые тревожные признаки психологической проблемы уместной будет поддержка в форме профилактической беседы. Опытные руководители в большинстве ситуаций могут найти подходящие слова поддержки и подбодрить сотрудника. Конечно, если у руководителя есть на это время и желание. Если на этой стадии проблема не разрешается, без специалиста обойтись будет сложно и долго. Конечно проблема может и сама "рассосаться", но это происходит не всегда. Очень важно соблюдать конфиденциальность и нормы работы с персональными данными, установленными в организации.
         При проведении указанной беседы желательно придерживаться некоторых правил:
    • проводить беседу на нейтральной и неофициальной территории, но не в вашем кабинете;
    • убедиться, что вас никто не прервет. Выключите свой мобильный телефон;
    • сконцентрироваться. Вам необходима только та информация, которая поможет поддержать вашего сотрудника;
    • задавать открытые вопросы. Например, «Расскажите, как у вас обстоят дела?»;
    • использовать нейтральные языковые средства, например, «Вы выглядите сегодня очень подавленным»;
    • давать человеку время подумать перед тем, как ответить;
    • ставить себя на место этого человека и посмотреть на все происходящее его глазами;
    • устроить последующую встречу для обсуждения ситуации;
    • помните о конфиденциальности. Крайне важно обсудить и договориться с сотрудником, кому еще можно предоставить эту информацию, и какие именно сведения можно передать;
         При этом не рекомендуется:
    • начинать беседу в присутствии других людей;
    • начинать беседу, если у вас запланирована другая встреча;
    • пытаться поставить диагноз. Помните, что вы не врач и не квалифицированный консультант;
    • задавать вопросы, которые могут создавать давление, вроде «Что с вами не так?» или «У вас стресс, или еще что-то?»;
    • использовать медицинские термины, связанные с болезнями, например, «по-моему, у вас депрессия», пока работник сам это не озвучит;
    • добиваться ответа;
    • торопиться задать другой вопрос, не выслушав ответ;
    • советовать человеку, что делать;
    • рассказывать о чьей-то личной ситуации другим членам коллектива без данного на это согласия;
  • Обращение к специалисту.
         Если профилактическая беседа не разрешила проблему, целесообразным становится привлечение специалиста-психолога. Руководитель всё-таки не психолог (по крайней мере не всегда). Вместе с тем специалист психологического профиля работает именно со здоровыми людьми (или с пациентами в состоянии ремиссии). И это надо понимать самим и подчёркивать, доводить до сотрудников во избежание ощущения ущербности при обращении к психологу. Психолог в своём арсенале имеет множество психологических инструментов, которые позволяют быстро, эффективно в соответствии со стандартами современной психологии решить психологическую задачу и снять или значительно уменьшить актуальность психологической проблемы. При этом сохраняется работоспособность сотрудников и психологический климат в коллективе. Труд снова в фокусе.
     Получив должную поддержку при отсутствии дискриминационных барьеров, люди, испытывающие психический дискомфорт, могут внести ценный вклад в жизнь общества, и они имеют на это такое же право, как и все остальные.
    Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствуют, например, данные, которые приводит HR-Portal:
  • 7 из 10 руководителей признались, что они недостаточно осведомлены о своем юридическом положении и обязательствах в вопросах психического здоровья.
  • 8 из 10 директоров сказали, что их компания не проводит никакой политики в отношении проблем, связанных со стрессом и психическими заболеваниями на рабочем месте.
  • 3 из 10 сотрудников раз в году имеют проблемы психического плана, большинство из которых составляют депрессии и тревожные расстройства.
  • 8 из 10 работодателей полагают, что кандидаты должны рассказывать о подобных проблемах до того, как их примут на работу, хотя только 4 из 10 руководителей заявили, что они примут на работу человека, страдавшего когда-то психическими расстройствами.