Ранее мы рассмотрели случай кризиса среднего возраста и эмоционального выгорания, когда кажется, что эмоции и чувства пропали. Бывает совершенно противоположная ситуация. Когда эмоции и чувства захватывают всё существо человека, заставляя действовать спонтанно и не всегда адекватно. Настроение, эмоции и чувства меняются часто без видимых на то причин. Это означает, что человек больше не управляет своими состояниями. А что же управляет? Управляет бессознательная часть — рефлексы прирождённые и приобретённые, которые как раз и проявляются во вне в виде всем привычных эмоций и чувств. Такое может происходить вследствие попадания человека в новую ситуацию, для которой он ещё не созрел. Например, выход во взрослую жизнь с инфантильной организацией личности. Либо возникновение значимых личных отношений с сильной страстью. Разрушительное действие неуправляемых эмоций и чувств хорошо показано в фильме «Качели» 2007 года Антона Сиверса. Главных героев кидает из одних отношений в другие, из одной крайности в другую. В настоящее время эмоциональные, чувственные инфантильные личности в тренде.
Общество уже немножко деградировало от человека-творца к человеку либеральному с лозунгом «я сам!», соответствующему анальной стадии развития по Фрейду. И ещё немножко деградировало с погружением в виртуальную жизнь с лозунгом «я — зависимая от общего мнения часть большего», соответствующему оральной стадии развития по Фрейду, при которой присутствует то самое эго в виде плохо контролируемых эмоций и чувств, а также зависимость от обобщённого мнения. Стало модным выставлять все чувства на показ, вести себя так сказать «естественно», как собачка на природе… И это лишь усугубляет ситуацию, так как лишает людей необходимости вырабатывать навыки торможения = управления своими рефлексами. И. П. Павлов относил отсутствие таких навыков к эмоционально-нравственной распущенности. Проявления рефлексов, как и вся высшая нервная деятельность регулируется процессами возбуждения и торможения соответствующих участков (полей) головного мозга. Поэтому эта ситуация к счастью поправима.
Навыки управления процессами торможения вполне хорошо вырабатываются и тренируются с помощью воли. Недостатком воли обычно страдают лишь люди с психическими заболеваниями (например, с шизофренией). Они бы иногда и хотели научится управлять своими состояниями, да воли на это не хватает. А у любого психически сохранного (здорового) человека воли вполне достаточно для такой тренировки. Тренировка состоит из нескольких частей. Во-первых для начала нужно научиться определять момент возникновения того или иного чувства, эмоции. Вторым шагом будет идентификация возникшей эмоции или чувства — определение его названия и значения. Третий шаг — наблюдение за развитием ситуации под воздействием эмоций и чувств. И четвёртый шаг — это непосредственное применение собственной воли к сдерживанию проявления захватившего чувства.
Позитивным в сложившейся ситуации является то, что ситуаций эмоционального реагирования будет хватать с головой. Со временем останется только оттачивать свои вновь приобретённые навыки и умения по управлению собой. Для разумного, желающего изменений человека нет преград для решения той или иной психологической задачи. И каждое такое решение будет безусловно развивать и делать человека лучше. Это и есть то самое развитие.