Джейсон Стэйтем, 1967 г. р.
Когда приходится обращаться за теми или иными услугами к специалистам, естественным является желание получить максимальный эффект от взаимодействия со специалистами. То есть будь то услуги парикмахера, тур-оператора, ателье, такси, медицинские услуги или услуги психолога, естественно хотеть, чтобы получить услугу было удобно, получить результат без дополнительных затрат времени, денег и других наших ресурсов. Хочется, чтобы результат соответствовал, как минимум, адекватным для данного вида услуг ожиданиям. Современная сфера услуг функционирует по правилам потребительского общества со всеми его преимуществами и недостатками. Тут и там нас заманивает вездесущая многообещающая реклама. Тем не менее не стоит снимать с себя ответственность за результат той или иной полученной услуги. Это означает, что мы сами имеем огромное влияние на качество потребляемых услуг. Это влияние мы применяем и на этапе выбора, когда анализируем информацию. И непосредственно на этапе потребления. Одной рекламы, являющейся коммерческим платным инструментом, явно недостаточно для правильного выбора. Когда мы рассматриваем психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию, при выборе специалиста следует уделить большое внимание его личности. О проявлениях личности мы можем судить, как по отзывам других людей, так и по материалам, публикуемым специалистами (форумы, ответы на вопросы, статьи, интервью и т. д.). Психолог — это тот специалист, которому вам возможно предстоит показать те свои особенности, кои вам не придёт в голову показывать в обычном социальном общении. Во взаимодействии с психологом вам придётся быть настолько откровенными, насколько это необходимо для устранения проблемы и достижения поставленной цели. Это, можно сказать, довольно интимное и не всегда комфортное общение. Поэтому для начала вы должны решить, готовы вы доверять именно этому психологу или нет. Если вы никак не верите, что рассматриваемый психолог может вам помочь, лучше выбрать другого. Когда выбор сделан важными факторами оказываются решения и поведение клиента в процессе:
- Открытость — способность дать минимально необходимый критический размер вербальной информации, без которого невозможно решить психологическую проблему. Безусловно, в диагностике используются и невербальные сигналы. Вместе с тем, если вы пришли на приём к стоматологу, то для решения вашей проблемы вам придётся хотя бы открыть рот. Если вы пришли на приём к психологу, вам придётся ещё и что-то сказать. Так уж повелось, что психологическая услуга оказывается в основном вербально. То есть при помощи речи. Наивно было бы предполагать иначе. Бывает, что имеются затруднении в самом общении. Тогда достаточно будет пытаться отвечать на вопросы психолога.
- Дефицит времени клиента — неготовность тратить установленное время в пределах одного сеанса, неготовность соблюдать установленную специалистом периодичность встреч. У каждого процесса, в том числе и психокоррекции есть своя динамика. Она прослеживается как на протяжении сеанса (о структуре сеанса подробнее можно узнать из моей соответствующей статьи), так и на протяжении всего курса психокоррекции. Соответственно невозможно достичь максимального эффекта от психокоррекции без учёта этой динамики. Рассматриваемый фактор может возникать как следствие иллюзий, что желаемого результата достичь легко, достаточно получить совета, а исправить всё можно самим. При этом может не быть готовности к серьёзным изменениям, или присутствовать страх перед ними. Усердно обесценивая свои проблемы, можно ввести в заблуждение и специалиста. В конце концов, он не имеет морального права помогать насильно.
- Установки, заблуждения «как должно быть» — некие представления неспециалистов относительно самого процесса психокоррекции. В сети интернет можно найти множество историй о чудесном устранении тех или иных психологических проблем. Но всегда надо помнить, что не существует на свете двух одинаковых организмов, двух одинаковых личностей. А специальные знания, навыки и умения психолога-специалиста помогают адаптировать существующие методики к каждому конкретному случаю. Иначе специалисты были бы не востребованы. Большинство методик давно уже опубликованы и не представляют из себя какого-либо секрета. Так же обстоят дела и в других профессиях. Например, не окутаны тайной действия лётчиков по управлению самолётами. Но вам же не приходит в голову посоветовать пилоту в полёте куда ему тянуть штурвал, верно? Иначе почему вы не на его месте? Возвращаясь к психологии, нужно отметить, что в психокоррекции, так же как и в лечении есть определённый план мероприятий, ведущий к результату. Поэтому невыполнение тех или иных рекомендаций ставит под угрозу получение запланированного результата. Так же как и неприём назначенных лекарств ставит под сомнение возможность выздоровления, хотим мы того или нет. Поэтому важно осознавать свою часть ответственности за результаты психокоррекции. Иногда может показаться, что сделано уже достаточно. Если в этот момент без учёта мнения психолога принимается спонтанное решение о прекращении курса, тогда вся ответственность за последствия такого решения и конечный результат в полном объёме переходит клиенту. Если в полёте вам захотелось выйти и у вас это получилось, так или иначе вы будете вынуждены пожинать плоды вашего решения. Если же у вас появляются сомнения относительно психокоррекции и промежуточных результатов, оптимальным будет обсудить их со специалистом. Ведь именно так вы поступаете при взаимодействии, например, с лечащими врачами, или парикмахерами, или юристами, или косметологами (можно продолжать список).
- Истощение психических ресурсов. Для того, чтобы быть несчастным и недовольным требуется очень много усилий. Каждый миг в этом состоянии человек вынужден тратить свою энергию на тревогу, волнение, раздражение, злость, ненависть, обиду, самоедство и т. д. По законам придуманной нами справедливости не мы должны решать проблемы. Это проблемы должны нам. Они должны решиться и принести нам свои извинения. Потому что мы себя ведём хорошо. Мы «крепкие орешки» и умеем стойко ожидать торжества этой самой справедливости. Однако всегда наступает момент, когда силы на ожидание справедливости подходят к концу. И тогда, когда страдания стали сильными, мы обнаруживаем, что оказались один на один, лицом к лицу с нашими проблемами. И решить их кроме нас больше некому. Именно в таком состоянии большинство клиентов приходят к психологам: почти полное отсутствие внутренних сил и разочарование. Удивительное дело, но в этом состоянии всем очень хочется, чтобы проблема была решена сразу с ходу, тут же, в день обращения. Вы когда-нибудь пробовали поехать на машине, в которой кончился бензин? Как вам эффект? Получалось уехать в другой город, туда, где всё по-другому? Увы, так же и в психологии. Даже если всё делать по лучшим в мире методикам, ожидаемого эффекта не получится. На этом «обжигается» много неопытных психологов, от которых уходят разочарованные клиенты. Вроде бы всё правильно делали, а результат не держится или вообще не достигается. Что делает автолюбитель перед путешествием в другой город? Правильно, заправляет средство передвижения. Так и в психологии. Чтобы достичь стойкого уверенного результата сначала необходимо во-первых зарядиться позитивными психологическими ресурсами, во-вторых закрыть все «чёрные дыры», поглощающие энергию. Почему в такой последовательности? Потому что иногда элементарно не хватает сил на прекращение негативных процессов, или жизненные обстоятельства и социальное окружение не способствуют позитивным изменениям. После этого уже можно переходить к решению основных задач. Поэтому, если вдруг кажется, что специалист затягивает психокоррекцию, пожалуйста уточните, что происходит. Возможно к решению основной вашей внутренней задачи необходимо лучше подготовиться. Это не относится к отдельным техникам НЛП, которые работают за один раз, например при фобиях. Но опять же всё индивидуально.
Подведём итог. Для максимально эффективного решения своих задач методами психологии необходимо:
- ответственно подойдите к выбору специалиста. Если вы не находите возможным доверять психологу, как профессионалу и личности, ваше взаимодействие не может быть эффективным;
- будьте достаточно открыты для более точной диагностики и более эффективного решения вашей задачи;
- определите насколько для вас важно решение вашей внутренней задачи, согласуйте со специалистом и придерживайтесь необходимой продолжительности курса и частоты встреч;
- предоставьте специалисту, на основании его знаний, навыков, опыта выбирать оптимальный для достижения вашей цели вариант взаимодействия, методики и психологические техники;
- предоставьте специалисту возможность помочь вам сформировать необходимые для достижения основной цели ресурсы.
Учёт перечисленных факторов поможет вам получить желаемый результат легче и быстрее, а специалисту-психологу быть с вами максимально эффективным с профессиональной точки зрения.